Тема:

Ситуация на Украине 1 час назад

NYT: слова поддержки — это все, что у НАТО сейчас есть для Киева

Генсек НАТО Столтенберг выдвигает ещё две инициативы – скинуться в шапку, создав фонд поддержки Украины от стран НАТО в 100 миллиардов долларов и всю военную координацию на Украине передать в структуры НАТО. Это страховка от Трампа, который "американское лидерство" понимает совсем иначе.

Для Трампа НАТО, прежде всего, инструмент выжимания денег из союзников. У Трампа всё просто: не платят – не защищаем. Пять лет назад президент Франции Макрон поставил НАТО диагноз – "смерть мозга". С тех пор перемен к лучшему не замечается.

В четверг в штаб-квартире НАТО резали тортик по случаю 75-летия организации. Поскольку ложек не завезли, ели руками. Впрочем, среди первых лиц встречи, проходившей на уровне министров иностранных дел, тяги к сладкому замечено не было. Неужели, кусок в горло не лезет?

"Среди западных союзников растет понимание того, что Украина проигрывает в войне против России и к лету может столкнуться с поражением", – пишет издание Standart.

"Церемония была омрачена двумя опасениями НАТО: это все более агрессивная Россия на востоке, возможно, даже переставляющая опасность для территории НАТО, а второе опасение – следует посмотреть на самих союзников внутри альянса, особенно США, где возможно Дональд Трамп вернется в Белый Дом", – грустит ZDF.

Глава американского Госдепа Тони Блинкен добирался до Брюсселя через Париж. Миссия та же, что была недавно у шефа Пентагона Остина – поддержать в европейских союзниках желание помогать Украине в тот момент, когда это желание в американском истеблишменте не очевидно. CNN накануне вояжа сокрушалась – как Блинкену смотреть в глаза европейцам. Ничего – смотрел и нахваливал: в Вашингтоне очень довольны тем, как Европа перехватила чемодан без ручки.

"За 30 с лишним лет, что я занимаюсь этими вопросами, я не видел лучшего примера разделения бремени между Соединенными Штатами и их партнерами, чем тот, который мы видим на Украине", – потешается над партнерами Блинкен.

Самолет Блинкена не смог вылететь из Парижа – "Боинги" в последнее время часто ломаются – поехал на автомобиле. Но перед этим успел сказать, что американских солдат на Украине не будет. Это, чтоб Макрон не бегал жаловаться в НАТО, если французы начнут возвращаться домой в пластиковых пакетах.

Даже глава британского МИД Кэмерон отверг идею, чтоб не сделать британских солдат "мишенью для Путина". Напрасно глава французского Генштаба Буркхард пишет письма партнерам по блоку – пытается найти желающих сыграть в "русскую рулетку".

Начальник Главного штаба Вооружённых сил Франции Тьерри Буркхард направил письмо своим коллегам по НАТО с описанием того, как союзники могли бы поддержать Украину, разместив войска внутри страны. Однако перспектива присутствия западного персонала на Украине, как гражданского, так и военного, поднимает острый вопрос — как союзники должны реагировать, если кто-то из военнослужащих погибнет в результате российского удара.

"Мы не поддержим ни одного предложения, которое может приблизить НАТО к войне или превратить НАТО из оборонительного в наступательный альянс"", – предупредил Петер Сийярто, глава МИД Венгрии.

Но есть для Макрона и хорошая новость – союзники все-таки не хотят, чтобы один из членов их сообщества в глазах всего мира выглядел смутьяном, опасным настолько, что и среди своих стал изгоем. Готовят пути отступления без окончательной потери лица: министр иностранных дел Польши Сикорский сообщил, об общем решении создать некую миссию НАТО для Украины. На самом деле, это просто окончательно оформит то, что и так существует – неофициально Украина воюет при полном техническом обеспечении и интеллектуальном сопровождении альянса.

Больше всего Украине сейчас нужны средства ПВО. Это то, что можно решить в рабочем порядке и одобрить в рамках группы поддержки на Рамштайне. Столтенберг обещает, что союзники пересмотрят свои возможности относительно поставок систем противовоздушной обороны. Немка Бербок обещает, что искать будут не только на своих складах.

"Мы снова обратимся к Европе с призывом, чтобы все проверили, где находится их противовоздушная оборона, что они могут предоставить Украине, а также взяли на себя обязательства по всему миру, организовали финансирование, потому что мы точно знаем, что каждый день, каждый месяц имеет значение", – утешила Украину Бербок.

То есть, ПВО для Киева будут собирать также, как и снаряды 155 калибра – с миру по нитке. Министр иностранных дел Чехии Липавский утверждает, что в рамках чешской инициативы удалось найти 800 тысяч выстрелов, на закупку трети от этого количества есть финансирование, необходимо скинуться на оставшееся. В любом случае, поставки снарядов ВСУ ожидаются не раньше середины лета, и принципиально не изменят ситуацию со снабжением.

"У Запада не хватает оружия для себя, не говоря уже об Украине. Даже США могут производить только 28 тысяч снарядов 155 калибра в месяц – менее 10 процентов от того, что нужно Украине. Несмотря на стремление союзников наращивать производство, для Украины может быть уже слишком поздно – вероятно, в рядах ВСУ в ближайшее время просто не останется людей", – предупреждает Daily Telefraph.

Настроение натовским функционером портит и осознание того факта, что даже с истребителями F-16 они опоздали – Столтенберг прямо заявил, что они не станут "серебряной пулей", которая остановит Россию. Напротив, в западной прессе все чаще пишут о том, что русские наладили массовое производство "осиновых кольев" в виде планирующих бомб массой от 250 килограммов до трех тонн. И вообще в этом военно-технологическом забеге западному ВПК Россию не обогнать. Ну так хоть согреться – генсек Альянса предлагает создать еще один, полностью натовский фонд поддержки Украины.

"Мы приветствуем добровольные взносы, но в долгосрочной перспективе мы должны меньше зависеть от добровольных взносов в краткосрочной перспективе и больше зависеть от твердых обязательств НАТО", – предлагает всем раскошелиться Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО.

Столтенберг не мелочится, фонд предполагается на пять лет в размере 100 миллиардов евро. Пишут, что некоторые европейские министры, услышав цифру, закатили глаза к небу, недоумевая, откуда такие аппетиты. В Еврокомиссии забеспокоились о наполнении своего "фонда мира", из которого Европа спонсирует ВСУ, и в Берлине инициатива вызвала двойственную реакцию. Министр обороны Писториус, с одной стороны, не против, но с существенными оговорками:

"Мы должны только следить за тем, чтобы не допустить образования двойных и тройных структур. Иначе средства будут распыляться. В то же время необходимо учитывать, кто, когда и сколько заплатил", – переживает, что разворуют.

Очередной намек на то, что среди европейских союзников Германия лидирует по объемам вложений в киевский режим – 28 миллиардов военной помощи. Сейчас и для немцев это большие деньги, учитывая необходимость скорейшей модернизации Бундесвера.

На неделе объявлено о планах военной реформы. Кроме сухопутной армии, ВВС и флота, появится четвертый род – кибер-войска. Все будет подчинено единому оперативному командованию, оказывается, в немецкой армии такого не было, но теперь понадобится, "чтобы Россия не напала".

Все эти планы Писториус заполировал сообщением о том, что в следующем году военные расходы, которые сейчас составляют без малого 52 миллиарда евро, необходимо будет увеличить еще на шесть с половиной миллиардов. Все остальное подождет, как ждет месяцами новых штанов немецкая полиция.

Судя по всему, ходить с голым задом придется не только правоохранителям. Ключевые люди в правительстве Шольца – министр финансов Линднер и министр экономики Хабек – затеяли тут очередную межпартийную дискуссию о том, где брать деньги. Первый предлагает резать социалку и государственные отчисления в пенсионные фонды, второй – решать проблемы за счет внешних заимствований. Очень похоже, что в конечном счете придется делать и то, и другое. А еще отказываться от налоговых льгот по оплате электроэнергии, что уже в апреле приведет к увеличению ежемесячных счетов от ЖКХ примерно на 11 процентов. Что снова ударит по рейтингам правящих партий. Оппозиционная "Альтернатива для Германии" уже начала прогревать электорат к июньским выборам в Европарламент и осенним выборам в Саксонии.

"Мы проиграли Первую Мировую войну, мы проиграли Вторую Мировую войну, третью нам тоже не выиграть. Мы не хотим войны в Германии, никогда больше не должна исходить война с немецкой земли", – предупреждает избирателей Тино Хрупалла, сопредседатель АдГ.

"Мы вернём "Северный поток" и спасём нашу промышленность. Но что важнее, на уровне человеческих отношений мы восстановим эту дружбу. И мы уже с нетерпением ждём российских туристов, которые будут прилетать прямыми рейсами или посещать нашу дрезденскую оперу и нашу Галерею старых мастеров. Мы не позволим насаждать ненависть. Именно поэтому мы говорим "нет" разжигателям войны", – вспомнил о русских деньгах Максимиллиан Кра, депутат Европарламента от АдГ.

Испанская El Pais пишет о том, что экономика Германии стоит на краю пропасти, куда утянет за собой весь Евросоюз. Spectator констатирует, что рецессия в Британии "застыла в камне" – роста нет шестой месяц подряд, дефицит бюджета Франции составляет пять с половиной процентов, что делает страну Макрона первой фишкой домино в европейском финансовом кризисе – многим он уже кажется неизбежным.

Необходимо остановиться и выбрать иной путь, считает бывший канцлер и бывший лидер социал-демократов – Герхард Шредер.

"Что меня действительно огорчает, так это провинциализм нынешних лидеров. Это не партия социал-демократов. Если бы у меня было 15 процентов, я бы сразу подал в отставку. Партия больше не заботится о рабочем среднем классе, а скорее о получателях пособий. У многих складывается такое впечатление, что в Берлине больше заботятся о гендерах и каннабисе. Моя партия потеряла компас", – сокрушается Шредер.

1 апреля в Германии легализовали употребление марихуаны, на чем давно настаивал министр здравоохранения Лаутербах. Он, как и Шредер, социал-демократ, и на днях призвал исключить бывшего канцлера из партии за его крамольные речи и главное – за многолетнюю дружбу с президентом России. Сегодня Шредеру исполняется восемьдесят лет – он снова в центре внимания. Фильм про него сняли.

Корреспондент: Вы спросили Путина, зачем он это начал?

Шредер: Прошу прощения, послушайте: мы не сочиняем тут сказки. Так не ведут переговоры на этом уровне. Речь не идет о моральном вопросе, речь идет о том, чтобы закончить конфликт. Это вообще не поможет, если начать заниматься морализаторством.

Корреспондент: Это мне понятно, я лишь спрашиваю, вы в определенном смысле выполняете двойную роль.

Шредер: Почему двойную роль?

Корреспондент: Потому что у вас одновременно мужская дружба, о которой все говорят.

Шредер: Если вы хотите действительно внести свой вклад в разрешение конфликта, а большего я и не могу сделать, и получается, что с одной стороны бывший глава правительства с определенными личными отношением к российскому президенту – так должно и остаться. Но возможности ограничены. Макрон и Шольц – те, кто мог бы найти дипломатическое решение конфликта в Европе. Военного решения для обеих сторон не будет.

Но есть ли военное решение для одной из сторон? На Западе явно засомневались, что если оно и возможно, то для Украины. Скорее, Россия в текущем конфликте добьется большего, нежели они смогут продиктовать ей свои условия мира. NYT приходит к неутешительному выводу относительно дискуссий в Брюсселе: слова поддержки – это все, что у НАТО сейчас есть для Киева.

Задача, которую решали западные министры иностранных дел на этой неделе заключалась в формировании повестки для юбилейного саммита альянса, который пройдет в Вашингтоне в первой декаде июля. Саммит предполагается праздничный – тоже с тортиком, но он может оказаться депрессивнее, чем прошлогодняя натовская сходка в Вильнюсе. Настроение целиком будет зависеть от готовности ВСУ воевать без массированной поддержки Запада, потому что последнее, что хотели бы увидеть западные лидеры – это продвижение российских войск на Украине.