Блаттеру придется стать рыцарем без страха, упрека и кредиток

"Вперед, ФИФА!" – сказал Зепп Блаттер, оставшись у руля Международной футбольной федерации еще на четыре года.

"Вперед, ФИФА!" — сказал Зепп Блаттер, оставшись у руля Международной футбольной федерации еще на четыре года. Блаттер держит удар, но что там, впереди, даже он наверняка не знает. Определенно одно: чтобы спокойно и независимо администрировать мировой футбол, нужно быть рыцарем без страха и упрека, но для полной уверенности еще и не пользоваться Visa, Master Card и PayPal.

По мнению министра спорта РФ, члена исполкома ФИФА Виталия Мутко, победа Блаттера означает, что для ФИФА настают непростые времена.

Отсчет нового времени для ФИФА начался 27 мая в шесть часов утра, когда, выполняя заказ Бруклинской прокуратуры, расследующей дело о взятках на 150 миллионов долларов, швейцарская полиция вломилась в фешенебельный отель Baur au Lac и вытащила оттуда семерых футбольных функционеров, включая двух вице-президентов ФИФА, связанных с Конфедерацией футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна (КОНКАКАФ).

Людей, работающих или часто бывающих в Майами, где расположена штаб-квартира этой организации, американцы арестовывают в Цюрихе за два дня до выборов главного футбольного начальника, и при этом у служебного входа в отель в тот ранний час прогуливаются три американских журналиста. Можно было бы еще дать красную ракету, чтобы сигнал к началу переворота в ФИФА был более очевиден. Цюрихская прокуратура возбуждает параллельное расследование на предмет чемпионатов мира 2018-го и 2022 годов в России и Катаре.

В лоб прямой наводкой по Блаттеру начинает бить европейская и американская пресса. Из глубины подключаются политические гаубицы. "Блаттер должен уйти, и чем скорее, тем лучше", — заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. "Коррупционное расследование должно быть доведено до конца", — считает федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. В тылу жгут мосты и режут коммуникации коллеги из УЕФА. "Блаттер должен уйти", — сказал Мишель Платини, президент УЕФА.

Вместо Блаттера должен прийти принц Али, которого выдвинула на соискание президентской должности великая футбольная держава Мальта. Видимо, все, что, на взгляд Виталия Мутко, можно было бы считать недостатками этой кандидатуры, на Западе расценивалось как достоинство.

"Принц Али — хороший человек, но он не поддержан собственной конфедерацией, и это вызывает вопросы", — отметил Мутко.

Принц Али не мог быть выдвинут своей конфедерацией, потому что в Азии поддерживают Блаттера. И замысел понятен: подобное промоутерство со стороны западных национальных федераций не только льстило Аль Хуссейну, но и заодно делало принца изгоем.

Изгой, воздвигнутый на вершину ФИФА, конечно, нашел бы способ отблагодарить — Чемпионат мира уже не поехал бы в Азию, а заодно и в Африку — там ведь тоже поддерживали Блаттера. Зато всеми бонусами Кубка мира — экономическими, имиджевыми — наслаждались бы благодетели и могли бы по своему усмотрению нажимать на воспитательный рычаг и награждать большим футболом только послушных.

Вот ключевой принцип выбора, а не то, что придумал Блаттер — раздавать чемпионаты тем, кто их еще никогда не проводил. В общем, частный, похожий на коррупцию — в Американской конфедерации — случай тут очень пригодился.

"2 декабря 2010 года в Цюрихе мы решили, какие страны примут эти турниры. Если бы в конвертах были названия других стран, я думаю, сегодня у нас бы не было таких проблем", — заявил Блаттер.

Вот это вот им тогда очень не понравилось. Сначала Россия получила Олимпиаду — кстати, президент Олимпийского комитета Томас Бах приезжал сейчас в Цюрих, чтобы поддержать Блаттера — а теперь встала поперек дороги Англии, Испании с Португалией и Бельгии с Нидерландами. Так или иначе, все — но больше всех англичане — возмущались, что не могли русские выиграть чисто, — Блаттер мстит им за вышедшие накануне голосования статью в Sunday Times и репортаж на ВВС про коррупцию в ФИФА, совершенно забыв о том, что в жизни все бывает.

Например, в 2000-м один голос отделял ЮАР от Чемпионата мира, но в решающий момент вышел куда-то новозеландский член исполкома ФИФА, которого Конфедерация Океании уполномочила голосовать за Южную Африку, — вышел, может, по уважительной причине, бывает же так, что внезапно приспичит. Приспичило на радость Германии. Но Блаттер через много лет все-таки обеспечил ЮАР чемпионат. Упорный, намеков не понимает.

Есть к нему и еще один совсем уж давний счет — те фантастические мгновения в олимпийском финале по баскетболу в 1972-м, которых сборной СССР хватило, чтобы совершить чудо в матче против американской Dream Team. Йозеф Блаттер обслуживал тот матч в качестве арбитра-хронометриста. Уже после свистка, когда американцы праздновали победу, он обратил внимание главного арбитра на то, что матч закончился слишком рано: по его часам выходило, что есть еще три секунды, которые пришлось-таки добавить и возобновить игру. Для американцев это была национальная катастрофа.

"Позиция России заметна. И то, что президент высказал свою позицию, было приятно. Ко мне многие подходили и говорили, что хоть кто-то называет белое белым, а черное — черным", — отметил Виталий Мутко.

"Все очерняют Блаттера, но он по-прежнему является президентом ФИФА еще на четыре года, и ему нет альтернативы. США поступают неправильно, демонстрируя свои мышцы. Слава Богу, на свете есть такие люди, как Путин, которые могут высказаться против такого поведения", — подчеркнул Джер Уорнер, бывший вице-президент ФИФА.

Уорнер ждет решения по вопросу об экстрадиции в США у себя дома в Тринидад и Табаго. Он обвиняется в получении 10-миллионной взятки. Через двух сыновей, ведущих в Штатах бизнес, на него давят:- дай показания, что эти миллионы ты получил от Блаттера или от кого-то, кто с ним связан. Подключилась и британская прокуратура — на том основании, что в теневых схемах якобы фигурировали английские банки.

Председатель Английской футбольной ассоциации Грег Дюк комментировал эту новость даже в каком-то поэтическом ключе. "Мы сейчас переживаем сагу, которая началась с ареста членов исполкома ФИФА. И эта сага еще далека от окончания", — уверен он.

И даже теперь, после драки, продолжают давить и на Блаттера. На пресс-конференции только корреспондент американской АВС неуверенно поинтересовался, а то обстоятельство, что США были против вас, не повлияет ли на судьбу американской заявки на Чемпионат мира 2026 года? Все остальные занимались откровенно прокурорским дознанием.

- Были высказаны опасения, что вы обеспокоены природой американского расследования. Вы обеспокоены тем, что они хотят добраться до вас, что это направлено лично против вас, что они не остановятся пока вы не будете арестованы? Джек Уорнер недавно сказал: "Если я украл деньги у ФИФА, то кто дал мне их?" Он подразумевал, что вы дали ему эти деньги, поэтому вам должны быть предъявлены обвинения. Вы не могли бы ответить на оба вопроса?

- Я не могу ответить на второй вопрос, потому что это утверждение другого человека. Если кто-то проводит расследование, а у них есть полное право этим заниматься, если они осуществляют это по международным правилам, я не испытываю никаких озабоченностей в этой связи, в особенности в связи со своей собственной личностью, — ответил Блаттер.

Он знал, с кем будет разговаривать, что его ждет откровенная травля аккредитованной при ФИФА прессы. Но Блаттеру — 79 лет. 40 из них он — в мировом футболе. 17 лет возглавляет его. Давить на психику бессмысленно, поэтому включили прямой шантаж. Платини пригрозил тем, что самый богатый и влиятельный европейский футбольный союз будет бойкотировать Международную федерацию, если Блаттер не уйдет. И хоть сам глава УЕФА накануне все-таки явился на первое заседание нового Исполкома, но зато Дэвида Гилла — вице-президента-англичанина — там уже не было.

Да, у Блаттера сейчас прочные позиции — все-таки 133 делегата Конгресса поддержали действующего президента — и этого было достаточно для того, что иорданский принц досрочно отказался от претензий на власть в мировом футболе. Но так часто бывает, что, если лобовой штурм крепости отбит, под стены начинают вести подкоп и закладывать мины.