Тема:

Газовые споры 1 год назад

"Газовая ОПЕК": за энергетическую безопасность придется платить всем

В Тегеране открылся форум стран-экспортеров газа. Структура, неофициально именуемая "газовой ОПЕК", объединяет государства, на которые приходится более 70 процентов мировых запасов топлива. Российскую делегацию возглавил Владимир Путин.

Важные новости сегодня весь день приходили из Тегерана. Там открылся форум стран-экспортеров газа. Структура, неофициально именуемая "газовой ОПЕК", объединяет государства, на которые приходится более 70 процентов мировых запасов топлива. Российскую делегацию возглавил Владимир Путин. А разговор — в свете последних мировых событий — вышел далеко за пределы экономической тематики.

В аэропорту Тегерана сегодня была очередь. Из лидеров государств — хотя, по версии Штатов, Иран — в изоляции. В порядке очередности кортежи следовали на форум экспортеров газа. Все, кроме Путина. Российского лидера сначала ждал верховный руководитель Ирана.

Аятолла Хаменеи нечасто принимает гостей. Всегда отказывает американцам. Оттуда, из-за океана, через американскую прессу, на днях пришла конспирологическая версия — якобы между Ираном и Москвой разногласия из-за Асада. В Вашингтоне почему-то предположили, что Россия хочет уступить. Интрига продержалась недолго.

"Очень заметно наше взаимодействие по урегулированию сирийского кризиса, — сказал после встречи с Хаменеи президент РФ Владимир Путин. — Наши позиции очень близки. Это должно быть такое решение, которое удовлетворит все религиозные, этнические, политические силы внутренние. Но никто не должен и не может навязывать сирийскому народу извне, какие должны быть структуры управления государством, и кто персонально должен руководить. Это должен решить только сам сирийский народ!"

"Хочу поблагодарить вас за ваши усилия по разрешению иранского ядерного досье. Как минимум, можно сказать, что цель достигнута. Конечно, мы не доверяем американцам, не знаем, как они будут поступать. Но мы стараемся двигаться вперед с открытыми глазами", — заявил Аятолла Хаменеи.

После разговора, который продолжался полтора часа, а не тридцать минут, как сначала хотели, тем, кто верит в конспирологические версии, можно было разочаровываться: Москва и Тегеран против того, чтобы извне сирийскому народу выбирали президента, и чтобы вообще вмешивались. Отношение к тем, кто вмешивается, в Тегеране очень жесткое. Недавно за слишком большую похожесть на американский — через день работы в Тегеране — был закрыт ресторан. Забор у здания бывшего американского посольства, которого тут нет после событий 1979 года, тоже многое объясняет.

Путин сегодня на первых страницах иранских газет. Значительная часть приехавших лидеров говорили, что хотели бы больше узнать об операции России против ИГИЛ. "Наши казахские коллеги очень обеспокоены вопросами, которые происходят над водами Каспийского моря. Там возникают вопросы, связанные с гражданскими международными авиасообщениями, то есть надо ли менять маршруты, эшелоны движения самолетов", — спрашивает президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.

"Нам казахстанские друзья пока ничего не говорили, но будем иметь это в виду, — отвечает Путин. — Мы понимаем, что ограничения есть, и неудобства некоторые создаются. Но мы с вами знаем, что все усилия, которые принимает Россия по борьбе с терроризмом, ложатся бременем, прежде всего, на Российскую Федерацию. Я имею в виду материальную составляющую. А террористические организации, такие, как так называемые ИГ, Джахарб ан-Нуср (запрещена в РФ)а и прочие, не щадят никого. Они занимаются зверствами натуральными. Не щадят, в том числе, и гражданские суда. Имею в виду, гражданскую авиацию. Поэтому, если какие-то неудобства создаются, то их нужно, конечно, минимизировать. Это точно совершенно. И мы будем иметь это в виду".

"Имея трагический опыт, связанный с гибелью нашего самолета, мы будем делать это до тех пор, пока посчитаем нужным, для того, чтобы наказать виновных, — добавил Путин. – Но эти операции не будут проводится вечно, я изначально говорил о том, что они будут иметь временный характер. Они связаны с наступательными операциями самой Сирийской армии. Сирийский кризис должен решаться, и будет решаться политическими средствами".

"Хочу высказать вам свою поддержку во всех ваших действиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и вообще во всем мире, — говорит президент Венесуэлы Николас Мадуро. – Россия может рассчитывать на поддержку множества наций в деле воцарения мира во всем мире. Это требует большой смелости от вас, как от президента, поэтому за нее я вам очень признателен".

Перед отлетом в Тегеран своим указом президент разрешил экспорт из Ирана обогащенного Урана в обмен на передачу ему природного. Сделан еще один шаг к выводу Тегерана из-под санкций. Без России это было бы невозможно. Еще и поэтому — такая встреча. И даже фото — возможность поговорить с Путиным. Форум, от которого ждали ответа на вопрос: "Правда ли это — газовая ОПЕК?", начался с молитвы.

Потом началось время ответов на вопросы. Так, потребители газа узнали, к чему им готовиться. "За энергетическую безопасность надо платить всем — и странам-экспортерам, и странам-покупателям, что справедливо и полностью отвечает духу рыночных отношений, — заявил Путин. — Мы все хорошо понимаем, что современные технологии, новые бизнес-модели, меняют структуру газового рынка в мире. Для фиксации цен все шире задействуются биржевые способы торговли, спотовые механизмы. Однако хотел бы подчеркнуть, в интересах стабильности и предсказуемости рынка, для привлечения инвестиций в газовую отрасль, ни в коем случае нельзя отказываться от проверенной годами практики заключения долгосрочных контрактов и использования принципа — "бери или плати".

Президент Ирана рассказал, что его страна после снятия санкций увеличит добычу газа и нефти. Плохая ли это новость для других поставщиков — в смысле падения цен — до конца неясно. Но для участников форума есть и хорошая новость. Не вмешиваться в чужие сферы влияния — это то, ради чего — по предложению Москвы — и был создан форум экспортеров газа. Путин назвал те направления, которые Москва считает стратегическими.

"С партнерами из Евросоюза мы планируем осуществить целый ряд инфраструктурных проектов, с Турцией проводим согласование Южного маршрута, — сказал президент РФ. — Наша страна будет также экспортировать газ и увеличивать свои поставки на восточном направлении. И здесь у нас очень позитивная работа идет с нашими партнерами из азиатских стран и с Китаем, и с Индией, и с другими нашими партнерами. Планируем на азиатском направлении увеличить поставки с 6 до 30 процентов — до 128 миллиардов кубических метров".

В зале форума — рядом — флаги Катара и России. Но близость флагов не значит близость позиций. Разногласия, например, по Сирии — существенные. Ближайший союзник Штатов в регионе — за то, чтобы Асад ушел и не мешал, в частности, Катару вести газопровод по сирийской территории. Экономика и политика в регионе так переплетены, что цена вопроса уже достигла небывалых величин.