Ситуация в Молдавии: жители Гагаузии давно все для себя решили

В Кишиневе участники массовых акций протеста надеются получить ответ властей на свой ультиматум о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. Ждут ответа Кишинева и в Гагаузии. Впрочем, в этой автономии Молдовы давно все решили: еще два года назад поддержали вступление в Таможенный союз.

Сегодня в Кишиневе участники массовых акций протеста надеются получить ответ властей на свой ультиматум о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. В противном случае обещают бессрочные митинги. Ждут ответа Кишинева и в Гагаузии. Впрочем, в этой автономии республики Молдова давно все решили: еще два года назад поддержали вступление в Таможенный союз.

В своем кабинете в здании правительства Молдавии башкан — то есть глава Гагаузской автономии Ирина Влах — бывает раз в неделю. Согласно Конституции страны, утверждение кабинета министров, членом которого она является, должно происходить в ее присутствии. Но на прошлой неделе правительство утверждали так спешно, что ее даже не позвали.

Ирина Влах — первая женщина-руководитель Гагаузии — говорит, что готова работать с любым правительством. Тем более, что политическая чехарда в Молдавии — за последний год сменилось три состава кабмина — уже приучила рассчитывать только на себя. После поворота Кишинева на Запад экспорт в стране падает, а в Гагаузии, которая, наоборот, укрепляет торговые связи с Москвой, показатели идут вверх. Дотационный регион смог впервые самостоятельно покрыть выплаты пенсий и пособий.

Успехи в экономике Ирина Влах называет "мягкой силой": говорит, собственной армии у Гагаузии нет, зато есть реальные экономические завоевания. Жители Молдавии ставят гагаузов в пример своему руководству.

2 февраля 2014 года жители Гагаузии провели всенародный референдум, на котором 98 процентов населения назвали Россию своим главным торговым партнером и выступили за присоединение к евразийскому таможенному пространству.

Сегодня у Гагаузии — десятки торговых соглашений с различными областями России. Плодородный край, богатый на растительную и животноводческую продукцию, как раз сейчас — в рамках российских "аккуратных" санкций против Запада и Турции — готов увеличить поставки овощей, фруктов и мяса. А особая гордость региона — виноделие.

"Сентябрь-октябрь — эти два месяца целый год кормят виноделов. Как переработали, как выработали — так будем продавать и так будем жить", — говорит заведующая лабораторией Татьяна Димитрогло.

Погреба до отказа забиты бутылками красного и белого вина, кагором и шампанским. Экспортным показателям Комрата могут позавидовать даже крупные винные госкорпорации.

После подписания Кишиневом договора о Евроассоциации российский рынок для молдавских виноделов полностью закрыт. Впрочем, это не распространяется на виноделов Гагаузии.

Генеральный директор производства Анатолий Хмелевский работает здесь 35 лет, говорит — никогда еще не было такой возможности для развития и ее нельзя упустить.

"Мы имеем приоритеты, и мы этим пользуемся. Для нас очень важен российский рынок, потому что он очень объемный", — говорит он.

В экономике Гагаузии неожиданно появился еще один игрок. Непродовольственный — трикотажная фабрика, которая 16 лет шила одежду по лекалам итальянских брендов. Теперь в штате появились собственные дизайнеры и технологи. Как результат — новая коллекция, которую уже весной можно будет купить в магазинах Петербурга.

"Все ткани, с которыми мы работаем — это натуральные ткани. Кроме того, рисунки на этих тканях делают наши художники. То есть, это наше представление о женщине, это представление о красивой русской женщине и нашей гагаузской женщине", — рассказывает генеральный директор предприятия Светлана Камильчу.

Своим достижением Светлана Камильчу считает даже не высокое качество и уровень продаж, а количество филиалов. По всей Гагаузии их восемь, и в основном они находятся в селах, где раньше невозможно было найти работу.

Возможности доступа предприятий Гагаузии на российский рынок начали привлекать сюда и молдавский бизнес. Первые две фирмы из Кишинева уже завершают регистрацию в Комрате. В этом случае они смогут выйти на российский рынок — а налоги заплатят в бюджет Гагаузии.