Тема:

Судьба Каталонии 3 недели назад

Киселев: Пучдемон подставил всех – и в кусты

10 октября должна была быть объявлена независимость Каталонии. Сделать это должен был премьер автономии Карлес Пучдемон. Именно он назначил референдум 1 октября, на котором более 90% проголосовавших высказались за отделение от Испании.

10 октября должна была быть объявлена независимость Каталонии. Сделать это должен был премьер автономии Карлес Пучдемон. Именно он назначил референдум 1 октября, на котором более 90% проголосовавших высказались за отделение от Испании. Именно Пучдемон вывел народ на улицы. Именно он благословил каталонскую полицию на неподчинение Мадриду. И именно он вдохновил мэрию автономии на организацию референдума, который власти Испании объявили заведомо незаконным.

И вот 10 октября в минуту кульминации, когда Пучдемон предстал перед парламентом Каталонии, чтобы торжественно объявить независимость новой страны и шла прямая телетрансляция, которую смотрели в каждом каталонском доме, а на парламентской площади у специально повешенных гигантских экранов собралась огромная толпа, глава Каталонии заявил: "Я провозглашаю Каталонию независимым государством в форме республики".

То есть нет отныне испанского короля для Барселоны. Как нет испанской Конституции и испанского Уголовного кодекса. Но не было этого всего для Каталонии по времени ровно девять секунд — столько звучали аплодисменты. Как только они стихли, Пучдемон, если по-простому, "включил обратку", то есть полный назад. Он предложил независимость приостановить. То есть, как бы она есть, но как бы и нет.

Вновь есть испанский король для Барселоны, есть испанская Конституция и испанский Уголовный кодекс. Испанская Конституция — статья 155-я — позволяет приостановить самоуправление Каталонии. А судя по решительности Мадрида, именно это и будет сделано. То есть хуже будет. А Уголовный кодекс Испании содержит понятие "восстание" — статья 472-я. Объявление независимости части национальной территории по этой статье — восстание. И уже следующая статья УК Испании номер 473 определяет наказание руководителям восстания — "тюремное заключение на срок от пятнадцати до двадцати пяти лет".

Пока никого не сажают лишь потому, что в Мадриде не поняли, так объявил Пучдемон независимость Каталонии или нет? Дали ему время подумать и ответить на этот вопрос 16 октября. Пока проветривают тюремные камеры, предназначенные для восставших.

Ничего не хочу сказать про Испанию и Каталонию. Их это дело. Другое сейчас интереснее — сравнить двух лидеров — Путина и Пучдемона. Путин в Крыму никого на улицы не выводил, к неповиновению не подстрекал, но когда проголосовали на референдуме, то бросить миллионы людей в опасности он просто не мог. Кстати, именно человеческие судьбы для него стали важнейшим мотивом всех последующих действий. Да, собственно, Путин сам в интервью пару лет назад и сказал для немецкого Bild.

- Действительно ли Крым стоит того, чтобы ставить на карту совместное сотрудничество с Западом?

- Что вы подразумеваете под словом "Крым"? – поинтересовался у журналиста российский президент.

- Изменение границ.

- А я под этим понимаю людей — 2,5 миллиона человек. Для меня важны не территория и границы, а судьбы людей.

Пучдемону в Каталонии людей-то на улицы вывел. Подставил всех — от собственной полиции и городских властей до молодежи, которая воевала на улицах, — а сам потом в кусты. Вот вам и приличная Европа. Как он себе все это представлял, этот Пучдемон? Или не думал, куда народ ведет? Плечами хочется пожать от такой безответственности, недальновидности, личной трусости в конце концов. Нам такое как-то в диковинку. А пока ждем утро 16 октября для Пучдемона.